Огюст Монферран (1786-1858)
Жизнь Огюста Монферрана — характерный пример того, как по-настоящему большая задача, если она глубоко и серьезно воспринята, сама «делает» художника, ведя его за собой, раскрывая его возможности, заставляя расти и совершенствоваться ради ее выполнения. Так Монферрана «сделал» одним из самых передовых художников-архитекторов и строительных инженеров своего времени Исаакиевский собор, которому он посвятил более 40 лет жизни.
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (или, по-русски, Август Августович Монферран) родился во французском городе Шайо в 1786 году и принадлежал к поколению, в котором всякая личная судьба была неотделима от свершавшейся на глазах истории. Едва поступив в Королевскую архитектурную школу в Париже, молодой художник становится солдатом наполеоновской гвардии и отправляется в Италию — однако вовсе не для занятий искусством, к которым он смог вернуться только после двух ранений и отставки. И это еще не последняя его военная эпопея: ему вторично приходится надеть гвардейский мундир во время попытки реставрации Наполеона.
В 1814 году Монферран сам предложил свои услуги Александру I. Руководила им уже, по всей вероятности, интуиция мастера, которая позволила ему предвидеть большой размах строительной инициативы в России, связанный с общим национальным подъемом после войны.
К тому времени Монферран смог себя самостоятельно проявить только как архитектурный рисовальщик, и как таковой он был рекомендован русскому двору. Притом, что тогдашнее французское академическое обучение вообще было склонно к чистому рисованию, «бумажным» проектам, о реализации которых вовсе не думали, школа Персье и Фонтена, к которой Монферран принадлежал, как раз и была по преимуществу школой мастерского рисунка, декоративной композиции и тонкого стилизма (то есть чутья к внешним приметам исторических стилей — греческого, римского, египетского, — которые использовал наполеоновский ампир). Поэтому в России, ознакомившись с привезенными из Франции альбомами работ Монферрана, его определили вначале рисовальщиком на Петербургский фарфоровый завод, а затем — старшим чертежником Комитета по делам строений в Петербурге.
Тем временем царь обратился в этот Комитет с очередным предложением о перестройке Исаакиевского собора.
Собор имеет очень длинную историю. Церковь в честь св. Исаакия Далматского была основана в Петербурге еще Петром I. Каменное здание для нее строилось с 1717 года по проекту архитектора Маттарнови; его разобрали после пожара, в котором оно сильно пострадало. Новый собор строился во второй половине XVIII века по проекту Ри- нальди и обладал несомненными художественными достоинствами, но завершал его строительство Бренна, который внес в проект столь неудачные изменения, что почти сразу после окончания здания уже заговорили о необходимости коренной перестройки. В конкурсе 1809 года на новый проект собора участвовали виднейшие архитекторы России — А. Воронихин и А. Захаров, Ч. Камерон и Дж. Кваренги, а также Т. де Томон, В. Стасов и другие. Однако ни одно предложение не было принято и строительство не начиналось. В 1816 году начальник Комитета А. Бетанкур предложил и Монферрану .попробовать свои силы. Монфер- ран представил двадцать четыре варианта собора в одном альбоме, используя различные исторические стили: классический, ренессансный, романский, готический, византийский, даже индийский и китайский. Этот альбом свидетельствовал также больше о фантазии рисовальщика-стилиста, чем о мастерстве строителя. Тем не менее он произвел впечатление, Монферран был повышен в должности, и вскоре ему было предложено составить единственный и реальный проект собора.
На выполнение этого проекта у Монферрана ушли уже не месяцы, а годы, учитывая и то время, которое заняло у него изучение инженерной и технической литературы, на то, чтобы стать «с веком наравне» и даже несколько впереди его в отношении строительной техники. Ведь задача, стоявшая перед ним, была необыкновенно трудной. Ему предстояло создать собор, который, говоря словами официального рескрипта, должен был «и снаружи и внутри по богатству и благородству архитектуры представлять все, что возбуждает удивление в самых великолепных церквах Италии», — иначе говоря, как это и подразумевалось, соперничать с собором св. Петра в Риме. Нельзя не оценить творческой смелости молодого архитектора, который взялся за исполнение этой задачи, не имея за плечами большого строительного опыта, необходимого для возведения такого огромного сооружения. Но как строитель Монферран сразу встал на особую позицию: не отрицая значения опыта и традиции, основную ставку он сделал на науку, инженерный эксперимент и поиск новых технических средств, зачастую превосходящих традиционные. Не стоит и говорить, что менее всего понимания эта позиция могла найти в России. Но он придерживался ее до конца, чему и обязан своим успехом, несмотря на то что это создало ему массу жизненных трудностей.
К Монферрану относились весьма недоверчиво. Технические задачи, которые он ставил перед собой, наблюдавшим за строительством часто казались невыполнимыми; назначались целые комиссии для выявления его «ошибок». Но, как правило, архитектору удавалось доказать свою правоту, благодаря чему строительство собора велось методами, во многом опережающими свое время. Эта растянувшаяся на десятилетия стройка стала школой передовых строительных методов для целого поколения русских архитекторов и инженеров.
Среди технических достижений Монферрана одно из самых главкых — это широкое применение металла в строительстве. Купол Исаакия, состоящий из сборных металлических конструкций, был по тем временам совершенно новым словом в архитектуре, изумлявшим европейскую общественность. Другая проблема, за разрешением которой с волнением наблюдал весь технический мир, — это сооружение четырех внешних портиков собора, для которых в финских каменоломнях было вырублено 48 монолитных колонн из гранита в 114 тонн весом каждая. Все они были привезены на место и благополучно подняты на свои основания с помощью специальных лесов и системы подъемных механизмов (кабестанов). К удивлению наблюдавших за этим процессом, для установки каждой колонны по разработанной Монферраном системе требовалось всего около сорока минут.
Эта система очень пригодилась Монферрану в другой работе — при сооружении памятника Отечественной войне 1812 года — Александровской колонны — на Дворцовой площади. Колонна, высотой своей превосходящая все аналогичные сооружения древности, представляет собой гигантский монолит, вырубленный в тех же каменоломнях, что и колонны Исаакиевского собора. С помощью разработанных Монферраном подъемных устройств этот 650-тонный камень был установлен на подготовленном для него основании за 100 минут!
При все том установка Александровской колонны — не только техническое достижение, но и большая художественная удача Монферрана. Уже сама обоснованная им идея, что Дворцовой площади нужен не скульптурный, а архитектурный монумент в виде обелиска или колонны, говорит о том, что Монферран обладал незаурядным мышлением градостроителя. Но главным образом художественный эффект обусловлен тем, что колонна идеально «вписана» в площадь, согласована с ней и окружающей ее архитектурой по своему масштабу и пропорциям. В результате, если раньше Дворцовая площадь и в самом деле была «площадью перед дворцом», пространством, «работающим» на дворец, вместе с театрально расступающимися перед ним корпусами Росси, то с установкой Александровской колонны на этом важнейшем участке города сложилась иная градостроительная ситуация, главным «действующим лицом» которой стала сама площадь, ее пространство как вполне самостоятельное городское образование.
При этом весь ансамбль получил и новый смысловой акцент. «Александрийский столп», ведущий свое происхождение от колонн римских императоров, как бы пробуждает античные ассоциации, лежащие в основе классической архитектуры, окружающей площадь, и весь комплекс — с колонной, триумфальной аркой, служащей проездом через Генштаб, и колоннадами Растрелли, Захарова и Росси приобретает торжественное звучание римского форума.
Как архитектору Монферрану принадлежит еще ряд известных построек в Петербурге и его окрестностях. Но их немного, потому что все-таки главные свои силы он отдал возводимому им собору. Уже в конце жизни Монферран писал о себе: «Несомненно, зодчему редко представляется счастливая возможность воздвигнуть храм, который можно было бы поставить в один ряд с великими и знаменитыми храмами если не по архитектурному совершенству, то хотя бы по гигантским пропорциям и великолепию строительных материалов. Ради этой благородной задачи мы не заколебались ни разу в течение сорока лет, пренебрегли личной жизнью, порвали наши общественные связи и сделали свою жизнь одним сплошным трудом».
Е.КАНТОР