Эстетические воззрения Дени Дидро

ИНФОРМАЦИЯ ПО ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЕ



 

Список всех стран мира

флаги стран мира

Главная Знаменитые люди Знаменитые французы Эстетические воззрения Дени Дидро

Эстетические воззрения Дени Дидро

Павел Ин Автор:
Павел Ин


Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Дени Дидро (1713-1784)

Дени Дидро

«Салонами» открывается целая эпоха в истории пластических искусств» — утверждал современный исследователь эстетиче­ских воззрений Д. Дидро. А ведь этот труд даже не всегда упоминается в ряду главных работ французского мыслителя— настолько обширно, разносторонне, воистину энциклопедично его наследие.

 

Ученый, писатель и публицист, организатор и один из ведущих авторов прославленной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», подготовившей умы к Великой француз­ской революции, Дидро затронул почти все сферы культурной жизни своего времени. Литература, театр, живопись — лишь одна из многочисленных областей, которыми он занимался и как теоретик, и отчасти как практик—драматург, автор рисунков для статей в «Энциклопедии». И все же «Салоны» — изящные томики, выпускавшиеся с 1759 по 1781 год, с периодичностью в два года, что соответствовало периодично­сти парижских художественных выставок с этим названием, не затерялись в лавине его статей, философских трактатов, повестей, романов, пьес.

 

Издание, задуманное одним из соратников Дидро как обзор, информирующий публику, превратилось под его пером в цикл блестящих эссе, свободных по форме, доверительных по тону, разговорно-непринужденных, как дружеская беседа, и глубо­ких по мысли. Затрагивая главные проблемы не только в современном искусстве и эстетике, но и в общественной жизни, «Салоны» стали орудием пропаганды нового взгляда на мир, мировоззрения третьего сословия, стремившегося создать и свое искусство, вдохновленное демократической моралью. Глашатаем такой эстетики стал Дидро.

Сын провинциального ремесленника учился в иезуитском коллеже, готовясь к духовной карьере, но, обманув надежды родных, лишенный их поддержки, он круто меняет свою судьбу—едет в Париж, вступает на путь журналистики, борьбы, расплачиваясь за политическое и религиозное вольно­думство заточением в Венсенский замок (1749).

Из работы над английским переводом рождается грандиоз­ная идея Энциклопедии, осуществлявшаяся Дидро при уча­стии Д'Аламбера, Вольтера, Монтескье, Гольбаха с 1751 по 1780 год. Среди многочисленных статей, принадлежащих перу инициатора издания, и статья «Прекрасное» (1751), написан­ная Дени Дидро с позиций материализма. По мере выхода томов Энциклопедии, по мере появления блистательных лите­ратурных и философских работ авторитет Дидро укрепляется не только в кругу единомышленников. Он становится одним из властителей дум. В стремлении прослыть «просвещенной монархиней» Екатерина вступает в переписку с «модным» философом, приглашает его в Россию. Приехав в Петербург в 1773 году, философ удостаивается избрания в Императорскую Академию наук, Императорскую Академию художеств. Его портрет пишет лучший живописец России Д. Левицкий. (Вот только издавать переводы работ своего корреспондента и со­беседника в России Екатерина не торопится.)

Идеолог буржуазной революции, просветитель-материалист, Дидро провозглашает, что искусство—«подражание природе», включая в понятие природы и общественную жизнь. Одна из основополагающих идей философии французского Просвеще­ния— детерминизм—проникает и в его эстетику. Творчество художника обусловлено жизнью общества, не существует неизменных канонов красоты, идеалы меняются с движением истории. Поэтому явления современного искусства Дидро рассматривает не только как теоретик, но и как критик и пропагандист нового, насущного в идейной борьбе. К «Салону» 1765 года была приложена статья «Опыты о живописи», в которой особенно четко провозглашается демократическая позиция Дидро: «Искусство имеет своей задачей увековечить великое и прекрасное деяние, разоблачить мнимые добродете­ли, клеймить почитаемый порок и устрашать тиранов». С этой позиции художник и обращается к оценке современной ему живописи. Отсюда его враждебность к канонам классицизма, сложившимся в предшествующем, ХУП веке, идеологической сутью которого было прославление абсолютизма. Отсюда же его осуждение такого художника рококо, как Ф. Буше, в гедони­стической, утонченной изнеженности живописи которого он видел воплощение аристократической безнравственности, раз­ложения, порока, общественного зла.

Очень существен в эстетике Дидро пересмотр сложившейся иерархии жанров. Он решительно выдвигает на первый план пейзаж и жанровую картину. Его кумирами в современном искусстве становятся художники Ж. Берне, Ж.-Б. Шарден и Ж.-Б. Грез. Пейзажи Берне вызывают неизменное восхищение обозревателя Салонов, вдохновляя критика не только на анали­тический разбор, но и на поэтический этюд, который является одним из лучших образцов художественной прозы Дидро.

При всем бунтарстве Дидро, конечно же, порождение фран­цузской культуры своего века, и его отличают обостренно тонкое восприятие формы, пластики, чувственное восприятие живописной стихии, но в оценке произведения применяет он новую шкалу ценностей, утверждая: «Нет такого произведе­ния, которое существовало бы только для глаза или для слуха. Исключить из произведения его нравственную идею значит лишить его красоты». Высокий образец гармонического един­ства совершенной пластики и гуманистической идеологиче­ской значительности образа являл собой Шарден, снискавший горячую поддержку Дидро.

Теоретик и практик новой буржуазной драмы, в которой проступали черты нарождавшегося сентиментализма—его I эстетика была особенно близка мятежному третьему сословию, готовившему революцию,—Дидро находил очень близкие себе тенденции в живописи Греза. Кто, как не этот художник, отвечал призыву философа: «Над дверьми ателье должна быть надпись: «Здесь всякий несчастный найдет глаза, которые плачут».

При подчеркнутой злободневности эстетических и критиче­ских манифестов просветителей, их идеи были обращены в будущее, они сеяли зерна для завтрашней жатвы. Воздействие просветительской эстетики ощутимо на протяжении почти всего XIX столетия. Непосредственный отклик нашли взгляды Дидро в эстетике Гете. Исследователи отмечают влияние Дидро на труды немецкого теоретика романтизма Ф. Шлегеля. Как бы сложно ни складывались отношения романтиков с предшественниками, их идеологией, просветительство было неизбежной ступенью в дальнейшем развитии мысли.

Свои эстетические воззрения Дидро выражал не только в трактатах и блестящих по стилю и увлекательных для чтения эссе («Салоны»), но и в диалогах, романах («Племянник Рамо», посвященный проблемам театра). Этот синкретизм, слияние философского творчества с творчеством художествен­ным, может быть, одна из причин того, что и сейчас его труды не отошли безраздельно во власть академической науки, но читаются, и читаются с интересом.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
relatedArticles
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2

Регистрация/Вход


Пользователи проекта "Все страны мира" ведут фотоальбом путешествий, добавляют статьи о различных достопримечательностях стран мира, делятся отзывами. Удобная личная страничка создает каждому свой мир, который будет наполняться интересными впечатлениями о поездках по миру. Присоединяйтесь!

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Персоны онлайн

Никакой

Разметка

Облако тэгов


Навигация по странам. Выбери страну


Ангкор-Ват. Город забытый в джунглях в Камбодже. Изогнутый кривой лес в Польше. Талашкино – уникальная мастерская русского модерна

Руководитель проекта "Все страны мира": Павел Ин. E-mail: pavelin@mail.ru

Top.Mail.Ru