Этьен Морис Фальконе (1716-1791)
"Человек одаренный, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностью... У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток; он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьезен и шутлив; он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему". Таков Морис Этьен Фальконе в характеристике его друга Дени Дидро.
Фальконе родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. — Б.Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика.
1741 Portrait of Étienne Maurice Falconet by Jean-Baptiste Lemoyne
Лемуан способствовал расцвету его таланта и всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Первая крупная самостоятельная работа Фальконе — "Милон Кротонский", выставленная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но принесла ему известность. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Роха, скульптуры "Музыка" для украшения замка Бельвю, "Садовница" для замка Кресси, гипсовый барельеф "Охота на уток" для замка св. Губерта. Тогда же им была начата статуя "Зима", заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа. Особенный успех принесли ему работы, выставленные в Салоне 1757 года, — две мраморные статуи "Грозящий Амур" и "Купальщица". Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Многие скульпторы Франции обращались к образу маленького бога любви, который играючи ранил любовными стрелами сердца людей. У Фальконе Амур — шаловливый ребенок, грозящий или предостерегающий, готовится выпустить очередную стрелу.
Амур (1757, Государственный Эрмитаж)
Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную грацию и нежность тела ребенка. Мягкий наклон головы, лукавая улыбка, плутовской взгляд, пальчик, приложенный к губам, — все это словно подмечено в жизни. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Эту статую, ставшую очень популярной в 18 столетии, неоднократно повторяли в гипсе, мраморе, фарфоре. Ее воспроизведения находятся во многих музеях Советского Союза, в том числе в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Сидящий купидон (1757, Лувр, Париж)
В 1757 году Фальконе возглавил скульптурную мастерскую на Севрской мануфактуре, где создал десятки моделей для мелкой фарфоровой пластики. Его влияние на скульптуру Севра было столь велико, что современники десять лет его работы на Севре называли "периодом Фальконе в мануфактуре". Его произведения являются воплощением стиля рококо в скульптуре.
Оракул (1766, Национальный музей керамики, Севр)
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. В "Размышлениях о скульптуре" он писал: "Натуру живую, одушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне". В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.
В 1766 году судьба скульптора резко изменилась. По приглашению Екатерины II он вместе с двумя своими помощниками 12 сентября 1766 года выехал в Россию для создания памятника Петру I. Автор был рекомендован Екатерине II философом Дени Дидро и русским посланником во Франции Д.А.Голицыным.
Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Этому способствовали и общий интерес к России и особенно сочинение Вольтера "История России при Петре Великом". Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника — Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска. Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, человека, обладающего огромной волей законодателя, совершающего великие преобразования, преодолевающего косность и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Он объяснял свой замысел: "Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны... Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, это эмблема побежденных им трудностей. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале — вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гений он преодолевает их, он быстро совершил то добро, которого никто не хотел".
В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Для этого понадобились знания анатомии лошади, и он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента. Он задумал его в виде гранитной скалы. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — "Гром-камень". Был разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, несколько недель длилась перевозка, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью "Дерзновению подобно". Гром-камень обработали до нужных размеров, и на нем была сделана надпись на русском и латинском языках "Петру первому Екатерина вторая лета 1782".
В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений. Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала, и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Под копытами коня Фальконе поместил змею. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как "побежденную зависть". Она является аллегорией, "возвышает мысль" и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость.
Фальконе покинул Россию, не дождавшись торжественного открытия памятника на Сенатской площади 7 августа 1782 года. Двенадцать лет посвятил он монументу, который вошел в число великих произведений мирового искусства. После отъезда из России Фальконе не работал как скульптор. Памятник Петру явился вершиной его мастерства и итогом творческого пути.
Галерея работ Фальконе
Венера голуби
Зима,1763. Эрмитаж, Санкт-Петерубрг
Пигмалион и Галатея (1763, Лувр, Париж)
Купальщица
Флора
Милон Кротонский