Тонкая материя кино
Эксперты кино задаются вопросом, почему кинематограф в свою немую пору не дал возникнуть кинотрагедии как жанру? Может быть, дело именно в немоте экрана, не позволявшей передать диалоги и монологи трагических героев, а без них оставалась голая фабула, каковая на уровень трагедии не вытягивала.
Это было существенно. Утверждение Натана Зархи: "Экранизированный Гамлет будет на экране мелодрамой. Он дойдет до нас не в трагедийности и философичности своей" исходило прежде всего из немоты экрана и относилось именно к немому этапу кинематографа. Даже самые удачные из шекспировских экранизаций той поры, в том числе и "Гамлет" с Астой Нильсен, лишь подтверждают слова Зархи. Это, действительно, мелодрамы, а не трагедии.
Более существенным представляется, однако, другое. Есть исторические эпохи, благоприятствующие трагедии, есть ей изначально чуждые. Во всей литературе XIX в. считанные примеры трагедийного жанра, то же и в литературе первой трети века XX в. В той же ситуации был, естественно, и кинематограф немой поры, не имевший питательной среды для трагедии ни в умонастроениях общества, ни соответственно в современной литературе. Оставались сюжеты классические, но они для своего трагедийного прочтения требовали настроенности творцов на трагедийную волну и настроенности на нее же зрителя, чьи вкусы всегда так или иначе влияют на эстетику кинолент.
Но, помимо вкусов и умонастроений творцов и зрителей, сущностно влиятельны и внутренние законы кино как искусства. Уже на первых этапах становления кинотеории было очевидно, что есть некое внутреннее отторжение текучей, изменчивой материи кино от обретшей некую статичную, завершенную форму материи драмы (и тем более трагедии, одной из наиболее жестких в своей внутренней структуре разновидностей драматического искусства).
На заметку: Любителям Артхауса рекомендуем авторское кино смотреть онлайн. Здесь также рассматривается несколько фильмов в жанре артхаус. Сможете понять точнее, в чем заключается изюминка этого жанра.