Озеро Виктория: больной гигант
Озеро Виктория открыл в 1858 году британский исследователь Джон Спик после нескольких месяцев своих исследований истоков Нила.
Тогда это озеро предстало перед ним настолько большим и прекрасным, что он дал ему имя британской королевы. Но теперь Озеро находится в плохом состоянии и находится на гране экологической катастрофы. Если бы Джон Спик мог увидеть озеро Виктория сегодня, картина увиденного вызвала бы у него, скорее всего, шок и недоумение. Озеро стало вонючим, задыхающимся от водорослей, большим водоемом.
Экологическое здоровье озера Виктория было глубоко подорвано в результате быстро растущего населения, бума рыбного экспорта, исчезновения некоторых видов рыб, бурного роста водорослей и сброса неочищенных сточных вод предприятиями промышленности. Большая часть повреждений обширна и необратима. Традиционный образ жизни озерных общин практически разрушен. Ученые обеспокоены тем, что в скором времени озеро Виктория может стать мертвым.
Названное в честь королевы Англии, африканское озеро Виктория является крупнейшим в мире тропическим озером и вторым по величине пресноводным озером. Территория озера в общей сложности занимает 69 000 квадратных километров. Хотя этот регион Африки более известен своими крупными представителями семейства кошачьих, а также стадами антилоп гну, зебр и жирафов, которые бродят по саванне, тем не менее, его самые разнообразные и исчезающие виды экосистемы находятся под водой.
В начале 20-го века, через несколько десятилетий после открытия Спика, колонизаторы начали эксплуатировать бассейн озера Виктории. Они очистили окрестные территории от естественной растительности, уничтожив леса. На высвобожденной территории были посажены экономически выгодные, или правильнее сказать, товарные культуры, такие как чай, кофе и сахар. На протяжении многих лет, плантации товарных культур выросли в размерах и количестве. Сельскохозяйственные химикаты, применяемые на этих плантациях, стекают в реки во время сезона дождей, и в конечном итоге попадают в озеро, обеспечивая благоприятную питательную среду для разрастания и цветения водорослей.
Для работы на плантациях привлекаются трудовые мигранты, в результате чего увеличивается численность населения прибрежных районов. Другой проблемой стал чрезмерный вылов рыбы. К 1950 году вылов традиционной озерной рыбы увеличился настолько, что некоторые виды практически вымерли.
Чтобы исправить ситуацию, британские чиновники попытались внедрить в водоем новые виды рыбы: Нильскую тилапию (Oreochromis Niloticus) и Нильского окуня (Lates Niloticus). Новый вид рыбы составил лишь незначительную долю биомассы рыб озера, в то время как цихлиды (малый коренной вид) составил 80 процентов. Вплоть до конца 1970-х годов, состав биомассы озера оставался относительно постоянным, но в последнее обследование озера показало резкое и неожиданное изменение. Численность цихлид резко упала и составила только 1 процент от общего веса рыбы, находящейся в водоеме, в то время как процентное содержание нильского окуня подскочило и составило 80 процентов.
Цихлиды – вид небольших костистых рыб, которым необходима вода, насыщенная кислородом. Но воды озера истощаются, испытывая недостаток кислорода, становятся не пригодными для жизни многих рыб. Есть серьезные опасения, что скоро озеро станет мертвой зоной. Немалую роль в исчезновении цихлид сыграла и прожорливость нильского окуня.
Хотя озеру на протяжении многих лет наносился непоправимый вред, ученые всего мира сегодня принимают меры, чтобы не позволить огромному озеру умереть.