Своеобразной эмблемой столицы Армении стал памятник Давиду Сасунскому. Он установлен в Ереване в 1959 году. Любимый герой народных сказаний изображен в виде юного богатыря, летящего на вздыбленном коне. Тяжкий меч отведен назад в могучем размахе. Еще мгновение — и молнией сверкнет он над головой врага. Давид и его сказочный конь Джалили слились в едином порыве, они кажутся издали громадным крылатым существом.
Композиция .включает в себя символические атрибуты, один из них — разбитая чаша у копыт коня, из которой льется вода. Это символ беспредельного народного горя. Струи воды скатываются по постаменту, наполняя бассейн, посредине которого стоит памятник.
Автор этой монументальной статуи заслуженный деятель искусств Армянской ССР Ерванд Семенович Кочар пришел к покоряющей экспрессии ее образа далеко не сразу. Кочар приехал в Советскую Армению за три года до юбилейных торжеств по поводу 1000-летия знаменитого героического эпоса Давид Сасунекий, которые состоялись в 1939 году. До этого художник жил 1И работал в Париже. Во Франции он был известен главным образом как живописец сюрреалистического направления. Такие его полотна, как «Поэт», «Девушка с яблоками», «Натюрморт на фоне газеты», «Гурия с плодами», «Автопортрет», «Семья—поколения» пользовались успехом в салонах. Он выставлялся вместе с П. Пикассо, Ж. Браком и Ф. Леже. Вдали от родины художнику пришлось прожить около пятнадцати лет.
Уроженец Тифлиса, он окончил местную школу живописи и скульптуры, где учился у Е. Татевосяна, и Московское Училище живописи, ваяния и зодчества по мастерской Петра Кончаловского. Кочар приехал в Париж еще в 1921 году после персональной 'выставки его картин в Тифлисе.
Вернувшись на родину художник почувствовал новые силы. К празднуемому всенародно юбилею он отливает гипсовую статую Давида Сасунекого — прообраз ереванского монумента. Тогда же им были выполнены иллюстрации к эпосу. Техника черно-белой со скупой подцветкой гуаши была использована в них весьма оригинально. Графические листы получились похожими на рельефные скульптурные изображения, фактура их напоминала обветренную поверхность туфового камня.
Двадцать лет, отделяющие этот иллюстративный цикл от памятника, были заполнены творческим трудом. Кочар работал с неукротимой энергией в графике, живописи и скульптуре. Станковые листы «Восстание Вордапета Мхлу» (1949), «Сбор налогов» (1949), «Дон Кихот» (1951), «Низами со своим сыном» (1953), живописная работа «Комитас» свидетельствуют о богатстве творческой фантазии художника, тяготеющего к монументальным решениям. Известны скульптурные гпортреты современников работы Кочара (А. Тер-Абрамяна, 1957; композитор Т. Чухаджян, 1946), а также эскиз портрета Шота Руставели, «Фигура Саят-Новы», «Максим Горький». В 1955 году он создает интересную композицию «Орел Звартноца» —обелиск, увенчанный изваянием орла. Но образ Давида Сасунского не покидает его творческого воображения. Параллельно с этой, важнейшей для его творчества темой, шло вынашивание замысла памятника другому легендарному герою — предводителю народного восстания Вардану Мамиконяну.