Ираклий Ильич Гамрекели (1894-1943)
Грузинский художник Ираклий Ильич Гамрекели — художник яркого и самобытного дарования, один из зачинателей грузинского советского театрально-декорационного искусства. Он работал также в области живописи и графики, но главным образом творческая его жизнь протекала в театре.
Ираклий Гамрекели родился в городе Гори. Изобразительным искусством начал увлекаться еще в раннем детстве. Это увлечение привело его в Тифлис, в Школу рисования и живописи, руководителем которой был популярный в ту пору художник-педагог Н. В. Склифасовский.
Уже ученические работы Гамрекели, экспонированные на школьных выставках, заслужили внимание и одобрение художественной общественности.
В 1921 году Гамрекели создал большую серию акварельных рисунков-иллюстраций к «Саломее» Оскара Уальда. На них обратил внимание известный режиссер Котэ Марджанишвили и пригласил молодого художника работать в театре.
В Тифлисском «Новом театре» Гамрекели взялся за оформление той же уальдовской «Соломен», которую поставил Марджанишвили.
«Мое оформление — писал впоследствии Гамрекели, — ...принесло мне неожиданную славу театрального художника».
В 1922 году в Театре грузинской драмы (ныне Театр им. Ш. Руставели) Марджанишвили поставил в оформлении Гамрекели спектакль «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега. Этот спектакль знаменовал собой начало идейно-художественного обновления грузинского театра. После него Гамрекели был назначен главным художником театра грузинской драмы. Сначала с Марджанишвили, а после его ухода с выдающимся грузинским режиссером Сандро Ахметели, Гамрекели оформил здесь свыше 50 спектаклей, в том числе: «Гамлет» (1925), «Анзор» С. Шаншиашвили (1928), «Разлом» (1928), «Тетнульд» Ш. Дадиани (1931), «Разбойники» (1933), «Арсен» Шаншиашвили (1937), «Отелло»* (1937), «Человек с ружьем» (1939), «Невеста из афиши» К. Гольдони (1942) и многие другие.
В процессе поисков своего художественного языка Гамрекели отдал дань эстетским увлечениям, но в лучших своих работах он шел по линии реального отображения действительности, правдивого раскрытия идейного замысла пьесы. Декорации Гамрекели давали большие возможности режиссеру спектакля для построения мизансцен, а актерам для создания запоминающихся образов. Они отличались собранностью, строгостью, лаконизмом, мощностью объемов, живописностью.
Художник большой фантазии, сильного творческого темперамента, Гамрекели прекрасно чувствовал цвет, обладал тонким вкусом, отлично знал технику сцены. Для его творчества было характерно стремление к монументальности, романтичности, умение воссоздать яркий национальный колорит. Эти черты творчества Гамрекели во многом определили своеобразие театра Руставели.
Гамрекели оформил ряд спектаклей в Театре оперы и балета им. 3. Палиашвили (Тбилиси). Добиваясь преодоления старых оперных трафаретов, он создал эмоциональные и красочные декорации к опере «А бес а лом и Этери» 3. Палиашвили и первому грузинскому балету «Сердце гор» А. Баланчивадзе. Эти декорации пользовались заслуженным успехом.
Опера «Абесалом и Этери» была показана во время декады грузинского искусства в 1937 году в Москве. Бе оформление, помогающее раскрыть содержание музыки, передающее черты национального своеобразия жизни, нравов, быта Грузии, произвело большое впечатление на зрителей.
Художник широкого диапазона, Гамрекели внес немало интересного и в оформление оперетты, эстрадных представлений и даже цирковых спектаклей. Он участвовал в создании кинофильма «Арсен».
Творчество Гамрекели было глубоко национальным, но он работал не только в грузинском театре. Известны его оригинальные оформления спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Киева, Саратова, Баку.