Джованни Лоренцо Бернини: скульптуры, биография.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЕ



 

Список всех стран мира

флаги стран мира

Главная Искусство Искусство Италии Джованни Лоренцо Бернини: скульптуры, биография.

Джованни Лоренцо Бернини: скульптуры, биография.

Павел Ин Автор:
Павел Ин


Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Похищение Прозерпины

Похищение Прозерпины

Творчество Бернини по своему размаху сравнимо с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. После Микеланджело он был самым крупным скульптором и архитектором Ита­лии и одним из главных творцов стиля барокко — последнего под­линно «большого стиля» в истории европейского искусства.

Джованни Лоренцо Бернини ро­дился в Неаполе, в семье извест­ного скульптора Пьетро Бернини.  В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим, и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно свя­заны с «вечным городом». Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плу­тон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского карди­нала и любителя искусств Шипионе Боргезе. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изобра­жение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Современники скульптора были потрясены небывалой иллюзией жизненности и ощущением живой плоти, присущих его пластике, а также ее захватывающим дина­мизмом. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной че­ловек, охваченный бурным и мгно­венным аффектом, непосредствен­но выраженным в мимике и движе­ниях тела. Но в самом его страст­ном порыве ощущается личностное начало. В отличие от искусства Возрождения, земное и божественное в эпоху барокко раз­деляются, человек спускается с Олимпа, но кажется при этом управляемым высшими силами...

Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680)

Расцвет искусства Бернини был связан с более высоким — по срав­нению с Боргезе — покровитель­ством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году стано­вится папой Урбаном VIII. «Велико ваше счастье, о кавалер,— по пре­данию, сказал он скульптору,— увидеть кардинала Барберини па­пой, но еще большее счастье для нас, что кавалер Бернини живет во время нашего понтификата». И дей­ствительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. В его искусстве находят законченное выражение идеи контрреформации, которые питали все европейское и особенно итальянское барокко. В них рели­гиозность средневековья как бы переосмысливалась на светский лад, а подлинное величие было неотделимо от внешней помпез­ности. Щедро субсидируемый цер­ковью, Бернини воздвигает архи­тектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные компо­зиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урба­ну VIII*), скульптурные портреты и монументы. В его лице совме­щаются скульптор и архитектор, глава огромной мастерской, осу­ществляющей его проекты; жи­вописец, театральный декоратор, автор и исполнитель комедий, на­конец, широко образованный тео­ретик искусства. Недаром он об­разно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонта­нов. Однако главным видом его художественной деятельности ос­тается скульптура. Именно здесь наиболее полно воплотились основ­ные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное нача­ла, внутреннее величие с «воз­величением» и театральной патети­кой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жиз­ненным порывом, придававшим пластическим формам органиче­скую цельность. Для решения мно­гообразных задач, стоявших пе­ред его искусством, Бернини как бы не хватало природных качеств материала и собственно скульп­турных выразительных средств. Он делает мрамор послушным, как воск, заставляет его течь, изги­баться и таять, передавать неж­ность человеческой кожи и фак­туру тканей; широко использует цветовые и световые эффекты. Живопись становится в его твор­честве одним из художественных приемов скульптуры, а сама скульптура — частью архитектур­ного сооружения, которое, в свою очередь, включается в бесконеч­ность окружающего пространства. С наибольшей силой грандиоз­ность и живописность барочного видения выражены в предназна­ченной для римского собора св. Петра «Кафедре св. Петра» (1656—1665). Скульптор водру­зил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается брон­зовый трон с остатками «кресла св. Петра», еще выше клубятся облака и движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами, а в центре всего этого космического по мощи всплеска материи — реальный свет в круглом окне собора, урав­новешивающий и собирающий всю композицию.

 

Но все же к самым прославленным произведениям культовой пласти­ки Бернини принадлежит гораздо более простая и скромная по раз­мерам скульптурная группа «Эк­стаз св. Терезы», созданная по за­казу кардинала Карнаро для римской церкви Санта Мария делла Виттория (1645—1647). Мистическое видение испанской монахини XVI века изображено скульптором с той же достовер­ностью, с которой оно описано в письмах. Из ниш церковной стены, как из театральных лож, на него «взирают» статуи членов семьи Карнаро.

Зритель видит и охваченную том­лением св. Терезу, и торжествую­щего ангела с огненной стрелой, и облако, на котором они парят, и даже солнечный свет, матери­ализованный в золотых лучах. С поразительным реализмом и пси­хологической остротой Бернини передает состояние болезненно- чувственного религиозного экстаза и одновременно добивается ощу щения невесомости и ирреальности своих персонажей, чьи одежды как бы подхвачены порывом косми­ческого ветра.

Как «светский» скульптор Берни­ни — прежде всего автор многочис­ленных портретов, в которых вопло­щена концепция барочного порт­рета. Ее главная особенность — парадоксальное сочетание мгно­венного состояния модели, иллю­зорного правдоподобия ее обли­ка — и стоящего за всем этим ощущения вечности, вневремен­ного величия. Кажется, что пер­сонажи Бернини живут, дышат, разговаривают, жестикулируют, иногда даже «выходят» из своих обрамлений, и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шелк рубашек, материю плащей. Но все они проникнуты внеличностной энергией и припод­няты над обыденной жизнью — даже относительно интимные изо­бражения, вроде бюста возлюблен­ной скульптора Констанции Буо- нарелли, не говоря уже о таких парадных, похожих на торжест­венные оды произведениях, как портреты герцога Д'Эсте или Лю­довика XIV. Для «великого коро­

ля», выражаясь словами Бернини, он создал два «великих произве­дения» — мраморный бюст, кото­рый кажется летящим на своем постаменте, и похожую на всплеск пламени конную статую Людови­ка.

Бернини принадлежит также глав­ная заслуга в создании «барочно­го Рима». В своих прославленных архитектурных сооружениях - колоннаде собора св. Петра, церк­ви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Вати­кане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. При этом главной его задачей было не столько создание отдель­ных памятников, сколько органи­зация городского пространства. Бернини мыслил категориями улиц и площадей, используя и архи­тектурные, и пластические средст­ва выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки», и выполненный уже после смерти скульптора фон­тан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.

Жизненный путь Бернини почти совпал с хронологией самого «века барокко». На рубеже XVII и XVIII веков мощная энергия ба­рочного стиля постепенно уступа­ет место поверхностной риторике и мишурному блеску или тран­сформируется в декоративное изя­щество рококо.

На заметку: ремонт замков двери - на высочайшем уровне проведет компания Мult-servis, специализирующаяся на оказании слесарных услуг. Смотрите их сайт: www.mult-servis.ru, если вам нужен срочный ремонт металлических входных дверей. Установка или замена замка в двери будет сделана качественно и с гарантией.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
relatedArticles
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Комментарии 

 
0 #1 Сергей Грэй 2013-10-04 20:12 На площади святого Петра в Риме видел его работы. Запомнились на всю жизнь. Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2

Регистрация/Вход


Пользователи проекта "Все страны мира" ведут фотоальбом путешествий, добавляют статьи о различных достопримечательностях стран мира, делятся отзывами. Удобная личная страничка создает каждому свой мир, который будет наполняться интересными впечатлениями о поездках по миру. Присоединяйтесь!

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Персоны онлайн

Никакой

Разметка

Облако тэгов


Навигация по странам. Выбери страну


Ангкор-Ват. Город забытый в джунглях в Камбодже. Изогнутый кривой лес в Польше. Талашкино – уникальная мастерская русского модерна

Руководитель проекта "Все страны мира": Павел Ин. E-mail: pavelin@mail.ru

Top.Mail.Ru