Об усадьбе «Абрамцево» в Московской области. Фото музея-заповедника
В 1843 году известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 —1859) приобрел подмосковное имение «Абрамцево», которому суждено было стать своеобразным очагом культуры на протяжении жизни нескольких поколений русских писателей и художников.
Все скромные достопримечательности этого милого уголка среднерусской природы — тенистый сад, переходящий в рощу, небольшая речка Воря, обсаженный березами копаный пруд, — очень полюбились семье Аксаковых. И потекла в старинном, постройки XVIII века, доме неторопливая, но по-особому духовно-насыщенная жизнь. Здесь в «Абрамцеве» написал С. Т. Аксаков лучшие свои произведения: «Семейную хронику» (1856) и «Детские годы Багрова внука» (1858). А. М. Горький причислял «Семейную хронику» Аксакова к книгам, которые, как он писал, «вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга и понял ее необходимость для меня. От этих книг сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и — не пропаду!»
В «Абрамцево» съезжались многочисленные друзья Аксаковых, среди которых были Н. В. Гоголь, М. С. Щепкин, И. С. Тургенев. Рвался приехать сюда и освобожденный из царской ссылки-каторги больной Тарас Шевченко, которому полицейские власти запрещали выезд из Петербурга.
В организованном после Великой Октябрьской социалистической революции доме-музее «Абрамцево» часть экспозиции посвящена «аксаковскому периоду» истории усадьбы, и выделены специальные залы: «С. Т. Аксаков», «Н. В. Гоголь», «И. С. Тургенев».
Новый период истории этой замечательной усадьбы начался в 1870 году, когда «Абрамцево» снова привлекает к себе целую плеяду высоко талантливых людей — на этот раз художников. Имение перешло в собственность Саввы Ивановича Мамонтова — русского промышленника и мецената. Знаток и любитель искусства, сам обладавший незаурядными художественными способностями, Мамонтов сумел создать в «Абрамцеве» своеобразную колонию выдающихся русских художников и певцов. И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. М. Антокольский, С. А. Коровин, В. Д. Поленов, Михаил Врубель, М. В. Нестеров, Ф. И. Шаляпин — целое созвездие талантов, кто в расцвете сил, кто еще в начале творческого пути, находили в «Абрамцеве», в семье Мамонтова живительную атмосферу искренней любви к искусству.
Здесь возник так называемый Мамонтовский художественный кружок, о котором следующим образом отзывался известный русский критик В. В. Стасов: «...Дружеские собрания, художественные беседы, чтение книг и журнальных статей, интересовавших всех членов этого молодого талантливого общества, — все настраивало художников на творения, важные и оригинальные, все устремляло вперед и ок ружало их атмосферою, самою счастливою». А природа «Абрамцева» вошла во многие классические произведения русского искусства. Пейзажи в «Аленушке» и «Богатырях» В. М. Васнецова, в «Видении отроку Варфоломею» М. В. Нестерова, картина «Сиверко» И. С. Остроухова были написаны здесь. Известное полотно В. А. Серова «Девочка с персиками», представляющее собой портрет дочери С. И. Мамонтова — Веры, тоже писалось в абрамцевском доме.
Из обычая чтения вслух пьес русских и иностранных драматургов возникли домашние спектакли, а затем и Частная опера Мамонтова. Успех этого театра во многом определяется участием в постановках выдающихся художников из Мамонтовского кружка. Врубель, Серов, К. Коровин, братья Васнецовы, Головин писали декорации, делали эскизы костюмов. Дирижерами были С. В. Рахманинов и М. М. Ипполитов-Иванов, пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Секар-Рожанский, Н. И. Забелла-Врубель, Н. В. Салина, Е. Я. Цветкова и др. Исполнялись оперы М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова.
Художниками Мамонтовского кружка была создана студия-мастерская, где крестьянские ребятишки обучались резьбе по дереву, гончарному ремеслу, искусству керамики. На базе этой мастерской пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве и известные живописцы и скульпторы. В частности, здесь работал над майоликой Врубель.
Сейчас в музее «Абрамцево» почти нет больших живописных полотен и монументальных скульптурных работ. Произведения, которые были исполнены, начаты или задуманы в мамонтовском имении, разместились теперь в крупнейших художественных хранилищах страны.
Музей-усадьба «Абрамцево» и сейчас живет полнокровной жизнью. Ежегодно ее посещают десятки тысяч туристов.
Фото Музея-усадьбы «Абрамцево»
церковь Спаса Нерукотворного
Баня-Теремок