Зиккурат в Уре
Зиккураты — одни из самых впечатляющих памятников древней архитектуры Месопотамии. Эти ступенчатые храмы, возведённые из глиняного кирпича, служили не только религиозными центрами, но и символами власти, связи земли с небом, человека с божеством. Их массивные формы и устремлённые вверх силуэты до сих пор поражают воображение и вызывают ассоциации с другими культовыми сооружениями древности — в частности, с мавзолеями.
Самые известные зиккураты
1. Зиккурат в Уре (Ирак)
Построенный около XXI века до н. э. при царе Ур-Намму, этот зиккурат посвящён богу Луны Нанне. Он сохранился лучше других и стал архетипом для всех последующих построек. Его трёхъярусная структура поднималась на высоту до 30 метров, а к верхнему храму вела монументальная лестница. Сегодня зиккурат в Уре — один из символов шумерской цивилизации.
2. Зиккурат Этеменанки в Вавилоне
Его название переводится как «Дом основания неба и земли». Это легендарное сооружение, с которым отождествляют Вавилонскую башню. Согласно источникам, высота зиккурата могла достигать 90 метров, а сам он служил посвящением богу Мардуку. Этеменанки олицетворял идею восхождения от земли к небесам — путь, соединяющий смертных и богов.
3. Зиккурат в Чога-Занбиле (современный Иран)
Построен в XIII веке до н. э. царём Эламского государства Унташ-Напиришей. Это один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов за пределами Месопотамии. Пять ярусов, постепенно сужающихся кверху, создают ощущение ступенчатой пирамиды. Чога-Занбиль включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
4. Зиккурат в Дуре-Куригальзу (Ирак)
Построен в XIV веке до н. э. и посвящён богу Энлилю. Его руины позволяют реконструировать облик типичного вавилонского храма-горы, с широкими платформами и лестницами, направленными к небесам.
Смысл и символика зиккуратов
Зиккурат — это не просто храм, а модель мироздания. Его нижние ярусы символизировали земной мир, а верхний — небесный. Подъём по ступеням означал восхождение к божеству, очищение и приближение к истине. В верхнем святилище, как считалось, боги «спускались» на землю, чтобы принять дары и молитвы людей.
Такая идея вертикальной связи мира нашла отражение и в архитектуре последующих эпох — от египетских пирамид до христианских колоколен и мусульманских минаретов.
Сходство с мавзолеями
На первый взгляд зиккураты и мавзолеи относятся к разным типам сооружений: первые — культовые храмы, вторые — гробницы. Однако между ними есть глубокие архитектурные и символические параллели.
1. Ступенчатая форма и возвышение
И мавзолеи, и зиккураты часто строились в форме пирамиды или многоярусной террасы. Возвышение тела или святыни над землёй символизировало переход из мира людей в мир богов. Таков, например, мавзолей в Галикарнасе — одно из семи чудес света, архитектурно родственное зиккурату по своей ступенчатой структуре.
2. Идея посредничества между землёй и небом
Зиккурат служил «лестницей к небу», а мавзолей — «домом вечности». В обоих случаях архитектура выражала стремление к бессмертию, связь земного и божественного.
3. Культ памяти и бессмертия
В зиккурате человек стремился прикоснуться к богам, а в мавзолее — сохранить память о правителе, который сам становился полубожественным. Таким образом, мавзолей — своего рода «зиккурат памяти», обращённый не к богам, а к потомкам.
Заключение
Зиккураты — это первые архитектурные воплощения идеи восхождения, духовного и физического. Они стали прообразами множества сооружений, в том числе мавзолеев, где человек стремился преодолеть границу между жизнью и вечностью. Величие зиккуратов Ура и Вавилона не только в их форме, но и в идее: человек, поднимаясь по ступеням, стремился к свету — и к бессмертию, которое потом нашли другие цивилизации в своих монументах памяти.

Автор: 


Гениальный Антонио Гауди.
Фото водопада Виктория
Галерея фото Байкала


