ИНФОРМАЦИЯ ПО ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЕ



 

Список всех стран мира

флаги стран мира

Главная Искусство Искусство Италии Джованни Лоренцо Бернини: скульптуры, биография.

Джованни Лоренцо Бернини: скульптуры, биография.

Павел Ин Автор:
Павел Ин


Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) 

Творчество Бернини по своему размаху сравнимо с творчеством великих мастеров итальянского Возрождения. После Микеланджело он был самым крупным скульптором и архитектором Ита­лии и одним из главных творцов стиля барокко — последнего под­линно «большого стиля» в истории европейского искусства.

Джованни Лоренцо Бернини ро­дился в Неаполе, в семье извест­ного скульптора Пьетро Бернини.  В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим, и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно свя­заны с «вечным городом». Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плу­тон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского карди­нала и любителя искусств Шипионе Боргезе. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изобра­жение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Современники скульптора были потрясены небывалой иллюзией жизненности и ощущением живой плоти, присущих его пластике, а также ее захватывающим дина­мизмом. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной че­ловек, охваченный бурным и мгно­венным аффектом, непосредствен­но выраженным в мимике и движе­ниях тела. Но в самом его страст­ном порыве ощущается личностное начало. В отличие от искусства Возрождения, земное и божественное в эпоху барокко раз­деляются, человек спускается с Олимпа, но кажется при этом управляемым высшими силами... Расцвет искусства Бернини был связан с более высоким — по срав­нению с Боргезе — покровитель­ством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году стано­вится папой Урбаном VIII. «Велико ваше счастье, о кавалер,— по пре­данию, сказал он скульптору,— увидеть кардинала Барберини па­пой, но еще большее счастье для нас, что кавалер Бернини живет во время нашего понтификата». И дей­ствительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. В его искусстве находят законченное выражение идеи контрреформации, которые питали все европейское и особенно итальянское барокко. В них рели­гиозность средневековья как бы переосмысливалась на светский лад, а подлинное величие было неотделимо от внешней помпез­ности. Щедро субсидируемый цер­ковью, Бернини воздвигает архи­тектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные компо­зиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урба­ну VIII*), скульптурные портреты и монументы. В его лице совме­щаются скульптор и архитектор, глава огромной мастерской, осу­ществляющей его проекты; жи­вописец, театральный декоратор, автор и исполнитель комедий, на­конец, широко образованный тео­ретик искусства. Недаром он об­разно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонта­нов. Однако главным видом его художественной деятельности ос­тается скульптура. Именно здесь наиболее полно воплотились основ­ные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное нача­ла, внутреннее величие с «воз­величением» и театральной патети­кой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жиз­ненным порывом, придававшим пластическим формам органиче­скую цельность. Для решения мно­гообразных задач, стоявших пе­ред его искусством, Бернини как бы не хватало природных качеств материала и собственно скульп­турных выразительных средств. Он делает мрамор послушным, как воск, заставляет его течь, изги­баться и таять, передавать неж­ность человеческой кожи и фак­туру тканей; широко использует цветовые и световые эффекты. Живопись становится в его твор­честве одним из художественных приемов скульптуры, а сама скульптура — частью архитектур­ного сооружения, которое, в свою очередь, включается в бесконеч­ность окружающего пространства. С наибольшей силой грандиоз­ность и живописность барочного видения выражены в предназна­ченной для римского собора св. Петра «Кафедре св. Петра» (1656—1665). Скульптор водру­зил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается брон­зовый трон с остатками «кресла св. Петра», еще выше клубятся облака и движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами, а в центре всего этого космического по мощи всплеска материи — реальный свет в круглом окне собора, урав­новешивающий и собирающий всю композицию.

 

Но все же к самым прославленным произведениям культовой пласти­ки Бернини принадлежит гораздо более простая и скромная по раз­мерам скульптурная группа «Эк­стаз св. Терезы», созданная по за­казу кардинала Карнаро для римской церкви Санта Мария делла Виттория (1645—1647). Мистическое видение испанской монахини XVI века изображено скульптором с той же достовер­ностью, с которой оно описано в письмах. Из ниш церковной стены, как из театральных лож, на него «взирают» статуи членов семьи Карнаро.

Зритель видит и охваченную том­лением св. Терезу, и торжествую­щего ангела с огненной стрелой, и облако, на котором они парят, и даже солнечный свет, матери­ализованный в золотых лучах. С поразительным реализмом и пси­хологической остротой Бернини передает состояние болезненно- чувственного религиозного экстаза и одновременно добивается ощу щения невесомости и ирреальности своих персонажей, чьи одежды как бы подхвачены порывом косми­ческого ветра.

Как «светский» скульптор Берни­ни — прежде всего автор многочис­ленных портретов, в которых вопло­щена концепция барочного порт­рета. Ее главная особенность — парадоксальное сочетание мгно­венного состояния модели, иллю­зорного правдоподобия ее обли­ка — и стоящего за всем этим ощущения вечности, вневремен­ного величия. Кажется, что пер­сонажи Бернини живут, дышат, разговаривают, жестикулируют, иногда даже «выходят» из своих обрамлений, и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шелк рубашек, материю плащей. Но все они проникнуты внеличностной энергией и припод­няты над обыденной жизнью — даже относительно интимные изо­бражения, вроде бюста возлюблен­ной скульптора Констанции Буо- нарелли, не говоря уже о таких парадных, похожих на торжест­венные оды произведениях, как портреты герцога Д'Эсте или Лю­довика XIV. Для «великого коро­

ля», выражаясь словами Бернини, он создал два «великих произве­дения» — мраморный бюст, кото­рый кажется летящим на своем постаменте, и похожую на всплеск пламени конную статую Людови­ка.

Бернини принадлежит также глав­ная заслуга в создании «барочно­го Рима». В своих прославленных архитектурных сооружениях - колоннаде собора св. Петра, церк­ви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Вати­кане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. При этом главной его задачей было не столько создание отдель­ных памятников, сколько органи­зация городского пространства. Бернини мыслил категориями улиц и площадей, используя и архи­тектурные, и пластические средст­ва выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки», и выполненный уже после смерти скульптора фон­тан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.

Жизненный путь Бернини почти совпал с хронологией самого «века барокко». На рубеже XVII и XVIII веков мощная энергия ба­рочного стиля постепенно уступа­ет место поверхностной риторике и мишурному блеску или тран­сформируется в декоративное изя­щество рококо.

На заметку: ремонт замков двери - на высочайшем уровне проведет компания Мult-servis, специализирующаяся на оказании слесарных услуг. Смотрите их сайт: www.mult-servis.ru, если вам нужен срочный ремонт металлических входных дверей. Установка или замена замка в двери будет сделана качественно и с гарантией.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
relatedArticles
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Помощь/добавить

knopka_add1
knopka_add2

Регистрация/Вход


Пользователи проекта "Все страны мира" ведут фотоальбом путешествий, добавляют статьи о различных достопримечательностях стран мира, делятся отзывами. Удобная личная страничка создает каждому свой мир, который будет наполняться интересными впечатлениями о поездках по миру. Присоединяйтесь!

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Поиск по сайту

Персоны онлайн

Никакой

Навигация по странам. Выбери страну

Разметка

Наш клуб на фейсбуке. Присоединяйтесь!


Яндекс.Метрика

Руководитель проекта "Все страны мира": Павел Ин.