Творчество Венцеля Ямнитцера
Венцель Ямнитцер родился в Вене, в семье ювелира, в 1534 году стал мастером в цехе златокузнецов Нюрнберга и открыл мастерскую совместно с братом Альбрехтом. Первые работы Ямнитцера еще тяготеют к готическому стилю, но уже в 40-е годы он переходит на позиции ренессансного искусства, о чем свидетельствуют его рисунки в книге «Mauresken», в которых явно сказывается влияние античности и нового итальянского и нидерландского искусства.
В 1549 году Ямнитцер создает так называемое меркелевское настольное украшение (условное название — по имени одного из последующих владельцев, нюрнбержца Мерке- ля). Это высокая декоративная ваза с аллегорической женской фигурой матери-природы, поддерживающей чашу, наполненную листвой и цветами и увенчанную вазочкой с пышным букетом. В этом произведении нашли полное выражение черты художественно- го стиля Ямнитцера и его новаторские технические приемы. Литые скульптурные формы (фигура матери-природы, фигурки путти, ящериц и насекомых, листья, цветы) сочетаются со сложным чеканным орнаментом. Общее построение формы предмета и композиции декора классически уравновешено.
Вместе с тем бросается в глаза принципиальное отличие Ямнитцера от его знаменитого современника Челлини (хотя его и называли «немецким Челлини»). Если Челлини — скульптор, пластическая форма — основа любого его произведения, будь то даже солонка, то Ямнитцер — типичный мастер-прикладник. Безусловно способный скульптор, он целиком подчиняет пластические формы декоративным задачам, лишая их самостоятельного значения. Он вводит в немецкое серебро тип кубка-фигуры, прием скульптурного оформления ножек и крышек сосудов в виде фигур сирен, пут- ти, орлов и т. п. Разработанные им орнаментальные мотивы, система включения в декор сюжетных рельефов широко распространяются в нюрнбергском серебре второй половины XVI века. Среди его технических новшеств большое влияние на современников оказало применение оригинальных отливок по «живым» моделям мелких зверьков, пресмыкающихся, растений, а также введение пресс-штампа для орнаментальных полос. Ямнитцер работал легко и чрезвычайно много, но, к сожалению, значительная часть его произведений утрачена. Среди сохранившихся нельзя не отметить исполненный им по заказу цеха в 1570 году кубок-шедевр — образец для главной экзаменационной работы на звание мастера. Изощренный декор его можно считать вершиной технического совершенства фигурной чеканки. По мнению крупнейшего исследователя немецкого ювелирного искусства Марка Розенберга, Венцель Ямнитцер создал школу мастеров «с такими совершенными ремесленными способностями, которые дотоле известны лишь у художественно одаренных греков пятого века».
На заметку: В интернет-магазине ювелирных изделий http://goldandsilver.com.ua/ можно купить оригинальные и красивые украшения из золота и серебра. В обширном каталоге вы найдете: золотые цепочки, серебряные цепочки, браслеты, броши, кольца, цепи и многое другое.