Несмотря на то, что жизнь на Земле зародилась в воде, для человека эта стихия чуждая. Осваивать ее люди начали, создав простейшие технические приспособления - плоты и лодки.
Самый простой способ перемещения по воде - вплавь. Им владеют практически все животные. В отличие от представителей дикой природы человеку нужно учиться плавать.
Преодоление водных преград вплавь имеет свой предел и требует от пловца значительных физических усилий. Кроме того, в воде тело быстро охлаждается. Поэтому чем холоднее вода, тем меньшее расстояние можно проплыть. И, конечно, о том, чтобы перевезти на себе большой груз, не может быть и речи.
Первым техническим устройством, принесшим ощутимую помощь при завоевании водных просторов, был плот. По-видимому, в доисторические времена человек впервые переплыл значительное расстояние, придерживаясь за ствол дерева.
Позднее кому-то из наших предков пришла в голову идея для удобства связать несколько бревен, чтобы они могли выдержать вес человека.
Так люди стали использовать свойство плавучести различных тел.
С помощью плотов человек смог переплывать большие расстояния и перевозить различные грузы.
Первые упоминания о плотах появились в III - II тысячелетиях до нашей эры. Их использовали для сплава по течению, как по рекам, так и по океанам. В качестве материала для плотов чаще всего использовали стволы деревьев.
В настоящее время плоты используют в качестве спасательных и туристических.
Надувные спасательные плоты состоят из множества секций, каждая из которых надувается отдельно. В случае аварии весь плот надувается автоматически с помощью баллона со сжатым воздухом.
Их изготавливают из прорезиненной ткани или пластика, делают с надувным днищем и бортами.
Если плот позволяет удержаться на воде, то с помощью лодки можно успешно и быстро плавать. За тысячелетия использования этого средства передвижения человечество изобрело массу способов изготовления лодок. Самым древним из них было выдалбливание или выжигание середины ствола дерева. Такие лодки назывались долбленками.
В Древнем Египте, где было развито речное судостроение, лес отсутствовал. В распоряжении египтян были только кривые стволы деревьев, не пригодных для судостроения. Зато по берегам Нила в достатке рос один из видов тростника - папирус, который достигал в высоту нескольких метров. Из вязанок тростника египтяне научились связывать каркас, который затем обтягивался шкурами. Так появились первые каркасные лодки. Позднее люди научились делать доски - лодки начали собирать из досок.
Лодки используются для отдыха, рыбной ловли, перевозки людей и грузов на небольшие расстояния. В зависимости от вида движителя они подразделяются на гребные, парусные и моторные.
Самые распространенные лодки - гребные, которые передвигаются при помощи весел за счет силы рук гребца. Весла могут быть с уключинами, посредством которых они крепятся к лодке. Встречаются весла, которые во время гребли все время держат в руках. Действуя веслом как рычагом, человек более эффективно «отталкивается» от воды.
Яхты, состоящие из двух корпусов, связанных между собой общей палубой, называются катамаранами.
Парусные суда используют энергию ветра и парус для передвижения. Парусные лодки чаще называются яхтами.
Надувные лодки изготавливаются из искусственной резины (хилалона) и ПВХ. Такие лодки популярны для рыбалки.
В последнее столетие лодки стали оснащать мотором. Лодочные моторы бывают двух типов: внутреннего сгорания (чаще всего бензиновые) и электрические.
Сегодня очень популярен лодочный спорт. В него входят три дисциплины: гребля на байдарках, каноэ и академическая гребля.
Интересное:
- Чтобы доказать, что в древние времена люди на плотах переплывали океан, норвежский путешественник Тур Хейердал со своей командой совершил путешествие через Тихий океан к островам Полинезии. Его плот «Кон-Тики» был построен из дерева без единого гвоздя, только с помощью подручных средств.
- Плавучесть - свойство любого плавающего в воде тела находиться в равновесии с жидкостью (то есть не тонуть). Древнегреческий ученый Архимед сформулировал закон, который можно озвучить следующим образом: «Чтобы тело плавало, его вес не должен превышать вес вытесненного им объема жидкости».
- Хотя современные технологии позволяют изготавливать пластиковые лодки любых форм, в некоторых отдаленных уголках Земли еще можно встретить долбленку.
- Перуанцы, живущие в районе высокогорного озера Титикака, до сих пор используют тростник для изготовления лодок, плотов и плавучих островов
- Форштевень - носовой элемент корпуса судна, иногда его еще называют водорезом, или греном.
- Шпангоут - специальное ребро в корпусе судна, предназначенное для усиления крепости конструкции.